Живописные образы Хорезма в творчестве С. Кадырова
Есть такая категория творческих личностей, чьи работы - на виду у широкой общественности, но имен их создателей, не стремящихся к славе и известности, зритель не знает. К ним относится и наш современник, уроженец Хорезма, выпускник факультета художественной графики Ташкентского государственного педагогического института им. Низами Солий Кадыров. Он хорошо известен в кругу коллег - живописцев и миниатюристов, скульпторов, гончаров и граверов по металлу. Дело в том, что Солий уже давно, твердо и основательно овладел всеми этими профессиями. Разумеется, он вовсе не стремился быть таким универсалом, как его кумир - великий П. Пикассо, но его творческие интересы достаточно широки.
В годы учебы Кадыров неустанно занимался живописью. Однако, посещая занятия преподававшего здесь скульптора Абдумумина Байматова, молодой художник заинтересовался тайнами пластики и уже в студенческие годы принял участие в проводившемся республиканском конкурсе на лучшую скульптуру Насреддина Афанди, где одержал победу.
По окончании учебы Солий Кадыров увлекся монументальным искусством, интересовался оформлением различных общественных зданий, дворцов культуры и проч. Он мечтал о крупномасштабных композициях, которые могли бы украсить городскую среду. Многие из его задумок воплотились в реальность. Если вам доведется побывать в Хорезме, вы обязательно увидите в Ургенче, Хиве, Янгиарыке и Янгибазаре такие замечательные образцы его творчества, как монументальные композиции "Хорезм" (керамика), "Великий шелковый путь" (керамика), "Аваз Утар" (бетон), "Буйвол" (металл, медь), "Аждар" (керамика). В этих произведениях автор стремился выразить богатство и своеобразие культурного наследия хорезмского народа. Этнографические элементы и фольклорные образы в его работах творчески обыгрываются и интерпретируются сквозь призму индивидуального видения самого художника. Автор сумел ярко отразить образ жизни хорезмийцев, их духовный мир, мечты и чаяния, чувство юмора и жизнерадостность, романтический пафос, найдя для этого убедительные художественные образы и приемы. Одновременно в работах авангардистского направления он стремится к необычным подходам и новым, интересным темам.
Как утверждает художник, не всегда он работал в различных жанрах и видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства по своему выбору, иногда этот выбор диктовали жизненные обстоятельства, которые, однако, и помогли раскрыться всем граням его творческой личности.
Работая над созданием костюмов и декораций для спектаклей Хорезмского областного кукольного театра, С. Кадыров остался верен местной этнографической традиции. Вместе с тем он умело использовал такие художественные средства, как гротеск и условность рисунка, которые свидетельствуют о широте фантазии автора.